Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

Средняя общеобразовательная школа № 94 имени Героя Советского Союза Ивана Рослого

350087, Краснодар, ул. Тепличная 11адрес

350087, Краснодар,ул. Изобильная,2адрес

email: school94@kubannet.ru mail

тел: 228-81-30, 992-79-00 телефон

факс: 228-81-30    1   1

Телефоны "Горячих линий"

Прием в 1 класс на 2024-2025 уч.год1

О приёме в МБОУ СОШ № 94-ф

1

1

 

1

1

 

Главное меню

Всероссийская перепись населения

 

1

Вход на сайт

Участник

1                          

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Профилактика буллинга

Особенности и виды буллинга в школе

О нем заговорили вначале прошлого века за рубежом. Первая публикация на эту тему появилась в 1905 году в Англии, и с тех пор изучение и обсуждение проблемы не затихает. Явление характерно не только для школы, но даже и для детских садов.
         Дети довольно жестоки по своей природе. У них еще не выработались сдерживающие эмоции механизмы. Особенно это касается подростков. Если они невзлюбили одного из класса, последнему придется туго. Иногда родителям не остается выбора, кроме как сменить школу.
Выделяют несколько типов буллинга:

  • Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
  • Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывает психологические и физические мучения.

Основные причины буллинга в школе

Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:

  1. Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
  2. Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах.                      

  Над чем следует задуматься педагогу.

"Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств". Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе.

"Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации." Использование на уроках таких приёмов для налаживание дисциплины, когда из – за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу, даёт повод ученикам негативно относится к отдельным одноклассникам. 

«Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт.» Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.

Травля — болезнь коллектива. Чтобы ее убрать, надо кардинально перестроить отношения в группе и сделать их поддерживающими и позитивными.

Психологический портрет участников буллинга в школе

Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы. Но пассивное не сопротивление последней и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.

Жертва буллинга в школе

Жертвой буллинга  может стать любой человек или ребенок. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером.

Порядка 50% школьных агрессоров сами подвергаются  жестокому обращению в собственной семье. Мальчишки, которых бьет отец, видят, как он издевается над матерью, придя в школу, будут отыгрываться на более слабых.

Агрессор буллинга в школе, характеристика буллера:

  1. Неуравновешенность, самовлюбленность. Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно завышенной  самооценкой. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Иногда буллинг для девочек — это инструмент для борьбы с соперницами. При этом жертва необязательно должна бросать вызов явно. Достаточно быть красивее и успешнее.
  2. Чрезмерная злоба, враждебность, желание «почесать кулаки». Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.
  3. Возвышенное положение в обществе. Дети из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза, предпочитая откупаться солидной суммой, чем проводить время вместе. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий, кроме как немного опустевшего семейного счета.

Последствия для жертвы буллинга в школе

Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:

  • Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога.
  • Сложности во взаимоотношениях. В большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
  • Болезни. Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Болевой синдром уходит только после работы психолога.

Методы прекращения буллинга в школе

  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
  • Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит  группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.
  • Привлечение авторитетного союзника. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему.

План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

  1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека.
  2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Введение новых правил поведения и ответственность. Изменения  могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
  4. Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

Профилактика буллинга в школе
         Учитель должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и уметь работать с детским коллективом. Без авторитетного взрослого с детским насилием справиться нельзя.
          Наиболее удачное время для профилактики насилия — младшая школа. Задача — научить детей положительному взаимодействию. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом за городом.
 Предотвратить насилие проще, чем подавить его.